Закрыть

Если вы знаете раздел, номер журнала, название статьи, Вы можете воспользоваться расширенным поиском:

Найти
Искать в разделах сайта:

* Имя на сайте

* Логин

* Пароль

* E-Mail

* Фамилия

* Имя

* Отчество

Дата рождения

Контактный телефон

Факс

Компания

Город

Период действия акаунта

Введите код с картинки


Наш телефон: (812) 449-30-33

Адрес редакции: 194356, Санкт-Петербург, ул. Большая Озерная, д.70, лит. А, пом. 9-Н

Текущий опрос

Необходимо ли на законодательном уровне установить ограничения по числу саморегулируемых организаций в каждом конкретном сегменте рынка?

Голосовать


























Без флеша

Журнал "Саморегулирование & Бизнес" СРО энергоаудиторов


2010-05-30 00:00:00

Вы еще не в СРО? Тогда мы идем к вам

С 1 января текущего года, согласно федеральному закону «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года, обязательные энергоаудиторские проверки могут осуществлять только организации, входящие в состав отраслевой СРО.

Проверим всех
В последнее время проблема энергосбережения и повышения энергетической эффективности российской экономики приобрела статус приоритетной государственной задачи. Федеральным законом № 261 установлены конкретные законодательные нормы повышения энергоэффективности в стране. В их числе важнейшее место занимает вопрос организации и проведения обязательных энергетических обследований предприятий и организаций практически всех секторов экономики. Счет объектов, подпадающих под требование обязательного энергетического обследования, идет на десятки тысяч. В ФЗ предусмотрено, что такие проверки должны проходить государственные, сетевые и крупные промышленные предприятия, ежегодные совокупные затраты которых на потребление энергоресурсов превышают 10 млн рублей. Руководителям организаций, подлежащих обязательному энергообследованию, вменено в обязанность организовать и провести первый энергоаудит в период со дня вступления в силу федерального закона (27 ноября 2009 г.) до конца 2012 года, а последующие проверки – не реже одного раза в каждые пять лет. При этом устанавливается, что проверки могут проводить только те организации, которые входят в состав отраслевой СРО.
Государственное лицензирование деятельности в области энергетического аудита отменено уже почти полгода, и для оказания услуг в этой области нужно только членство в одной из СРО энергоаудиторов. Законом на такие организации возложены функции ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций, а также повышения квалификации аудиторов и контроля качества работы своих членов. Так что, с одной стороны, в настоящее время открываются широкие перспективы для деятельности энергоаудиторских организаций, с другой – повышаются требования к проведению энергетических обследований и к качеству их результатов.

Предъявите паспорт
Как отметил заместитель директора департамента государственной энергетической политики и энергоэффективности Минэнерго Станислав Доржинкевич, выступая на всероссийской конференции «Энергосбережение: инновации, законодательство, перспективы», постановлением правительства № 67 от 20 февраля 2010 года внесены изменения в полномочия федеральных органов исполнительной власти. Согласно этому документу, теперь Минэнерго отвечает за проведение энергетических обследований, в том числе для этого оно наделено функциями контроля за деятельностью СРО в данной сфере. Это значит, что именно Министерство энергетики стало уполномоченным органом по контролю и ведению реестра СРО в сфере энергоаудита и в его компетенции – присвоение статуса СРО и проведение плановых и внеплановых проверок таких организаций.
В Минэнерго отмечают, что обязательным официальным документом о результатах обследования станет энергетический паспорт, содержащий информацию об объеме используемых энергетических ресурсов и о его изменении, показателях энергетической эффективности, величине потерь переданных энергоресурсов, потенциале
энергосбережения и типовых мероприятиях по энергосбережению и повышению энергоэффективности. Требования к энергетическому паспорту разработаны и проходят стадию согласования в Министерстве энергетики.
Согласно действующему законодательству, каждая СРО обязана раз в три месяца представлять в Минэнерго копии энергетических паспортов, составленных ее членами по результатам проведенных ими за этот период обследований. Первый трехмесячный период исчисляется с даты получения организацией статуса СРО. Сведения об энергетических паспортах будут аккумулироваться в государственной информационной системе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Проведение работ по оценке соответствия форме заполнения энергетических паспортов и ведению информационной системы будет возложено на Российское энергетическое агентство (ФГУ «РЭА»).

Желающие есть – регламента нет
По словам вице-президента Некоммерческого партнерства «Союз Энерго Аудит» (г. Санкт-Петербург) Юрия Добровольского, создание СРО в области энергетических обследований происходит исключительно на основе некоммерческой организации в форме НП, которое должно отвечать определенным требованиям, установленным законодательством. Основу правовой базы при создании СРО в области энергетических обследований составляют три федеральных закона: «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12 января 1996 г., «О саморегулируемых организациях» № 315-ФЗ от 1 декабря 2007 г. (с изменениями от 22, 23 июля 2008 г., 28 апреля 2009 г.) и уже упоминавшийся закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ.
Кроме того, создание и функционирование СРО определяется административным регламентом, проект которого разработан Минэнерго России и должен быть утвержден, по словам С. Доржинкевича, в ближайшее время. Собственно, сейчас и нет ни одной саморегулируемой организации энергоаудиторов именно потому, что пока не принят административный регламент по регистрации таких СРО.
Согласно данным Минпромторга, на конец прошлого года в реестр организаций, допущенных к проведению энергетических обследований, входило 232 компании. По подсчетам исполнительного директора Ассоциации рационального использования энергоресурсов «Межотраслевая ассоциация Энергоэффективность и Нормирование» Александра Малиновского, к настоящему моменту о своем намерении создать саморегулируемую организацию заявили 25 некоммерческих партнерств энергоаудиторов.

Нервозность на фоне дефицита качества
Впрочем, нельзя сказать, что аудиторы с энтузиазмом относятся к процессу создания СРО. Представители многих организаций, занимающихся энергетическими обследованиями, отмечают, что принятие нормы о введении саморегулирования в энергоаудите и об обязательном участии в СРО стало для них полной неожиданностью. К тому же времени на размышление было не так уж и много: закон № 261, вступивший в силу в ноябре 2009 года, вводил требование об обязательном участии энергоаудиторов в СРО уже с 1 января 2010-го.
По словам руководителя Забайкальского экспертного технического агентства, учредителя НП «ЗабайкалЭнергоАудит» (г. Чита) Алексея Еремина, большинство участников аудиторского рынка пока не проявляют оптимизма по вопросу обязательного членства в СРО аудиторов. По его оценкам, около 60% участников рынка энергоаудиторских услуг – противники самой идеи саморегулирования. Что, наверное, неудивительно, поскольку данный институт устанавливается в отрасли в «добровольно-принудительном» режиме.
В основном обеспокоенность требованиями нового закона и обязательностью членства в аудиторских СРО, как считает А. Еремин, возникает у представителей малого бизнеса. Бытует мнение, что деятельность саморегулируемых объединений будет направлена на устранение с рынка именно малых и средних компаний.
Действительно, немалый размер вступительного взноса может стать барьером для небольших компаний. По оценкам отраслевого эксперта Сергея Коваля, разовые затраты на вступление в СРО энергоаудиторов предположительно составят от 50 до 700 тыс. рублей. Величина взносов зависит от того, с какими целями создается саморегулируемая организация. «Если СРО будет создаваться для «зачистки» рынка и межрегиональной экспансии, то и цена будет высокой. Если исключительно ради допуска, то стартовый взнос за допуск на рынок окажется меньше», – прогнозирует С. Коваль.
Однако, предупреждает эксперт, здесь может всплыть и другой аспект: СРО, собравшая мелкие организации, вряд ли сможет компенсировать провал двух-трех из них (ее компенсационного фонда может просто не хватить) и выдержать высокие стандарты конкуренции. В этом случае она может просто распасться, и всем ее членам придется срочно вступать в другие СРО. Если те, конечно, захотят видеть их в своих рядах...
Кроме того, по словам А. Еремина, есть опасения лоббирования в СРО интересов какой-то узкой группы лиц, аффилированных с энергетическим и коммунальным комплексами. «Такая нервозность вызвана в том числе тем обстоятельством, что решение о вступлении в СРО необходимо принимать быстро. И все это происходит на фоне экономического спада и дефицита оборотных средств и сопровождается обязательной перерегистрацией обществ с ограниченной ответственностью», – отмечает эксперт.
С другой стороны, в НП «ЗабайкалЭнергоАудит» констатируют тот факт, что цивилизованные участники рынка услуг по энергоаудиту, работающие по общепринятым процедурам аудиторской деятельности, сетуют на засилье «черных испытателей и обследователей», которые занимаются демпингом, выдачей заключений задним числом. Качество обследований таких контор довольно низкое, и это все не может не дискредитировать молодую, но сложную и ответственную профессию энергоаудиторов. В самом партнерстве считают, что от требований нового закона все-таки следует ожидать, скорее, положительного эффекта, нежели новых затруднений.

Договорный процесс пошел?
В то же время отдельные участники рынка, не дождавшись регистрации НП в качестве СРО, уже предлагают объединять совместные усилия будущих организаций и выступать единым фронтом при решении всех актуальных вопросов. В частности, А. Малиновский отмечает, что в середине марта на совещании, посвященном вопросам развития энергоаудита в отрасли, принимали участие 13 будущих СРО. Энергоаудиторскими организациями было принято решение о создании Координационного научно-технического
совета СРО в области энергетических обследований. Возглавил Совет директор департамента энергетической политики и энергоэффективности Минэнерго Сергей Михайлов.
«Совет должен стать площадкой, которая в случае появления некачественных работ в области энергообследований или нареканий со стороны заказчиков по этим работам могла рассмотреть и рекомендовать Министерству энергетики принятие определенных решений в отношении конкретных СРО. Я считаю, что в этом плане Совет крайне необходим», – считает С. Михайлов.
Планируется, что Совет СРО в области энергоаудита должен будет доводить до Минэнерго проблемные вопросы, если они возникнут при организации их деятельности, а также представлять предложения по внесению необходимых изменений в нормативно-правовые акты, которые позволят совершенствовать работу в сфере энергообследований.
В свою очередь, председатель правления НП «Межрегиональное объединение строительных организаций «ОборонСтрой» (г. Москва) Павел Захаров считает, что в целях выполнения федеральных законов № 315, 261 и 148 необходимо рассмотреть возможность создания комплексных объединенных саморегулируемых организаций в области энергетики. «На сегодняшний день компании, которые осуществляют несколько видов деятельности, должны вступать в разные СРО, и такое разделение в строительной отрасли способствует снижению ответственности за качество выполняемых работ, перекладывая недостатки одних участников на других. Строители первые приняли удар кризиса, и если бы отрасли были более консолидированны, то удар по экономике не оказался бы таким жестким», – считает эксперт.
Кстати, не помешает и межотраслевое взаимодействие. В апреле текущего года между НП «Союз Энерго Аудит» и СРО «ОборонСтрой» был подписан меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве. Цель документа – содействие совместным работам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства с учетом взаимных интересов и опыта работ сторон в этой области.

Цифры
Первое в Санкт-Петербурге некоммерческое партнерство, объединяющее организации, допущенные к проведению энергетических обследований, зарегистрировано Министерством юстиции РФ. Им стало НП «Межрегиональное объединение организаций энергетического обследования». Свидетельство о государственной регистрации выдано 16 апреля 2010 г. На сегодняшний день в состав партнерства входят 26 членов.
Возглавляет объединение Сережин Дмитрий Владимирович, исполнительный директор двух действующих саморегулируемых организаций – НП «Межрегиональное объединение организаций железнодорожного строительства» (СРО НП «МООЖС») и НП «Межрегиональное объединение организаций архитектурно-строительного проектирования» (СРО НП «МООАСП»).
НП «Межрегиональное объединение организаций энергетического обследования» находится по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Марата,
д. 42. Контактный телефон: (812) 45-410-45. Мы готовы ответить на все Ваши вопросы и приглашаем к сотрудничеству заинтересованные организации!


Автор: ВЕРОНИКА ЛАВРОВА

Копирование материалов данной статьи разрешается только при условии размещения активной гиперссылки на sroprof.ru.

Без флеша